Открыть бургер меню.

Росавтодор в числе лидеров по выполнению мероприятий по цифровизации в 2024 году

23.01.2025

Современные цифровые технологии — неотъемлемая часть развитой дорожной инфраструктуры. Внедрение таких технологий в систему обслуживания федеральных автодорог увеличивает скорость принятия оперативных решений по эксплуатации трасс, способствуя улучшению качества жизни людей в целом.

В частности, специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ» разработали инновационный сервис для пользователей и владельцев автодорог, органов государственной власти — федеральную государственную информационную систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС СКДФ).

Данная система позволяет получать оперативную и достоверную информацию об истории дорожных работ, формировании и расходовании дорожных фондов всех уровней, результаты инструментальной диагностики, оперативные и статистические показатели дорожного хозяйства. Кроме того, сервис содержит актуальную базу автомобильных дорог.

В рамках развития ФГИС СКДФ была проведена масштабная работа по актуализации и защите как меморандумов о развитии автодорог общего пользования всех значений 84 субъектов РФ, так и программ дорожной деятельности федеральных казенных учреждений Росавтодора (ФКУ) на период 2025-2027 годов. На данный момент, из обязательного набора технических характеристик владельцами автомобильных дорог внесено 99% данных по федеральным дорогам, 95% — по региональным, 80% — по местным.

Большую роль в формировании современной дорожной инфраструктуры играет и научно-техническое сопровождение. В 2024 году Росавтодор совместно со специалистами ФАУ «РОСДОРНИИ» предприняли значительные шаги к внедрению технологий информационного моделирования (ТИМ) в практику дорожного хозяйства.

Например, подобные технологии пилотно применены при строительстве и реконструкции участков трассы М-7 «Волга» в Республике Татарстан, которые входят в состав маршрута Казань — Екатеринбург — Тюмень.

Кроме того, подготовлены проекты документов, которые обеспечивают применение ТИМ на объектах транспортной инфраструктуры и устанавливают требования государственного заказчика к формированию и ведению информационных моделей объектов дорожного хозяйства как на стадиях инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, так и выполнения строительно-монтажных работ.

Также на основе анализа практического применения технологий искусственного интеллекта в сфере дорожного хозяйства разработан проект методических рекомендаций по его использованию в этой отрасли.

В 2024 году был представлен первый в России дорожный чат-бот для пользователей федеральных трасс — ФеДор. Его разработали студенты Челябинского государственного университета совместно со специалистами ФКУ Упрдор «Южный Урал». С помощью этого дорожного помощника можно будет узнать информацию об имеющихся ограничениях на федеральных трассах Челябинской и Курганской областей. Кроме того, бот позволяет прочитать новости, выбрать АЗС и найти площадку для отдыха, сообщить об имеющихся недочетах в дорожном покрытии или нарушении ПДД автомобилистами, а также связаться с диспетчерами управления федеральных дорог.

Перед специалистами дорожного хозяйства стоит задача по обеспечению бесперебойного движения по федеральным автодорогам во всех без исключения субъектах нашей страны. А для этого необходимо учитывать все климатические и метеорологические условия каждого региона.

Например, пилотный проект по автоматическому мониторингу паводковых вод реализован на участке федеральной трассы Р-21 «Кола» в Карелии. Оборудование, позволяющее постоянно отслеживать гидрологические изменения, смонтировано на мосту через реку Шую на подъезде к аэропорту «Петрозаводск». С помощью беспроводного интернет-соединения информация с датчиков по защищенному каналу связи в режиме онлайн поступает в территориальный Ситуационный центр ФКУ Упрдор «Кола», Ситуационный центр Росавтодора, а также к оперативному дежурному Главного управления МЧС по Карелии. Республика стала первым регионом, где установили на автодороге подобное оборудование.

В 2024 году Федеральным дорожным агентством был продолжен масштабный мониторинг состояния участков федеральных трасс, проходящих по территории распространения многолетнемерзлых грунтов, а также выполнение научно-исследовательской работы на эту тему.

Так, в январе прошлого года был заключен контракт «Оценка геокриологических процессов в придорожной полосе автодороги Чита — Хабаровск» с Институтом геоэкологии РАН. Эти исследования будут способствовать позитивным изменениям в части проектирования, строительства и эксплуатации транспортных объектов в криолитозоне — области, которая характеризуется отрицательной температурой горных пород и почв.

Напомним, что в 2021 году, специалистами Росавтодора была утверждена дорожная карта по исследованию участков вечной мерзлоты. А в 2022 году на 288-м км федеральной автодороги «Амур» Чита — Хабаровск в Чернышевском районе Забайкальского края был установлен комплексный пост наблюдения за метеорологическими и мерзлотными условиями.

Позднее четыре аналогичных комплексных поста были установлены на федеральных автодорогах А-331 «Вилюй» и Р-504 «Колыма» в Якутии. Автоматическая метеостанция осуществляет контроль за основными метеорологическими параметрами, вся информация от датчиков фиксируется на накопителе и передается посредством GSM-связи.

Работа по дальнейшей установке подобных комплексов и детальный анализ полученных данных будут продолжены, ведь эти сведения помогут предотвратить возможную деформацию проезжей части дороги в будущем.

Стоит отметить, что результаты цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) отражаются в соответствующем рейтинге, который ведется Правительством РФ. По итогам 2024 года, Федеральное дорожное агентство занимает седьмое место среди 60 ФОИВ с результативностью выполнения мероприятий по цифровизации 73,7%.

Подписаться
на новостную рассылку