Вводится в действие ГОСТ 34913-2022
Межгосударственный стандарт, разработанный Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ФГБОУ ВО ПГУПС) в рамках программ национальной и межгосударственной стандартизации в части работ ТК 045/МТК 524 «Железнодорожный транспорт», распространяется на системы технического диагностирования и мониторинга устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики, применяемых на высокоскоростных железнодорожных линиях.
Стандарт устанавливает требования на вновь создаваемые технические средства и программное обеспечение систем технического диагностирования и мониторинга устройств и систем железнодорожной автоматики, содержит технические и функциональные требования, а также требования к их совместимости с системами управления.
Документ применяют при разработке, проектировании и изготовлении аппаратных и программных средств систем технического диагностирования и мониторинга устройств и систем железнодорожной автоматики для высокоскоростных железнодорожных линий.
Цель разработки ГОСТ 34913-2022 заключалась в необходимости развития нормативной базы для проектирования систем технического диагностирования и мониторинга железнодорожной автоматики и телемеханики высокоскоростных железнодорожных линий.
Действующие до этого нормы в области проектирования и строительства систем технического диагностирования и мониторинга железнодорожной автоматики и телемеханики распространяются на линии со скоростями движения поездов до 200 км/ч, и не имеют требований для высокоскоростных железнодорожных линий.
Утвержденный документ содержит общие требования к системам технического диагностирования и мониторинга железнодорожной автоматики и телемеханики для высокоскоростных железнодорожных линий.
Также в ГОСТ 34913-2022 включены:
основные характеристики объектов диагностирования и мониторинга железнодорожной автоматики и телемеханики;
технические требования к реализации функций, метрологическим характеристикам систем диагностирования и мониторинга;
технические требования к электропитанию систем диагностирования и мониторинга;
технические требования к защите от внешних воздействий, конструкции и комплектности систем диагностирования и мониторинга;
требования к математическому, программному и метрологическому обеспечению систем диагностирования и мониторинга;
требования по эргономике и технической эстетике систем диагностирования и мониторинга;
требования к надёжности, безопасности и защищённости систем диагностирования и мониторинга;
требования по порядку приёмки, эксплуатации и техническому обслуживанию систем диагностирования и мониторинга.
ГОСТ 34913-2022 включает в себя следующие новые термины и их определения: датчик, измерение, измерительный канал, измерительный компонент, измерительный преобразователь, линейный пункт диагностирования, мониторинг, первичный преобразователь, система реального времени, центр диагностирования и мониторинга.
Применение стандарта обеспечит гармонизацию нормативной базы и выполнение требований раздела V, пункта 29 ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», а также соблюдение требований раздела V, пункта 13 п) и раздела V, пункта 86 г) ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта».
Применение системы технического диагностирования и мониторинга позволит создать информационную модель устройств ЖАТ, для эффективного принятия решений по планированию выполнения регламентных работ при обслуживании устройств, поиске и устранении отказов, выявлении предотказных состояний.
Введение в действие стандарта способствует развитию систем диагностирования и мониторинга, разработке новых технических решений по совместимости с другими системами железнодорожной автоматики и телемеханики, информационному сопряжению с другими службами инфраструктуры.
Стандарт разрабатывался с мая 2020 г. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило более двухсот двадцати замечаний и предложений, в том числе от следующих организаций: ОАО «РЖД» (его структурных подразделений и филиалов), АО «НИИАС», АО «ВНИИЖТ», АО «ВНИКТИ», Белорусская железная дорога, а также от других организаций — членов ОПЖТ и ТК 045.
Протоколом от 22 ноября 2022 г. N 156-П стандарт принят по результатам голосования в АИС МГС. За его принятие проголосовали: Армения, Беларусь, Киргизия, Казахстан, Россия и Узбекистан.
В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 января 2023 г. N 23-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34913-2022 вводится в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 20 июня 2024 г. с правом досрочного применения.
на новостную рассылку