Маркировка косметики: первые результаты эксперимента, основные тенденции и перспективы
Результаты эксперимента по маркировке, а также основные тенденции в данной сфере обсудили участники вебинара «Маркировка: внедрение технологий и оборудования для производителей косметики». Мероприятие, организованное АО «Промис» совместно с представителями центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), состоялось в начале августа. Лейтмотивом встречи стал вопрос внедрения процессов маркировки в производство косметической продукции.
Как отметила руководитель товарной группы «Косметика и бытовая химия» ЦРПТ Варвара Михайлова, обязательная маркировка данной товарной группы будет проходить в несколько этапов. Сначала нанесение 2D-кода станет обязательным для производителей и импортеров мыла и моющих средств. Затем в проект включаются изготовители шампуней, дезодорантов и средств для бритья, последними — производители косметики (в том числе декоративной) и зубных паст. Пока обязательная регистрация в системе «Честный знак» намечена на март 2025 года, а старт первого этапа — на апрель. Однако эксперт подчеркнула, что названные сроки условны, а окончательные даты будут зависеть от результатов эксперимента.
Напомним, эксперимент по маркировке косметической продукции и бытовой химии стартовал в январе текущего года. К началу августа его участниками стали почти 10 тысяч компаний, и этот список регулярно пополняется новыми производителями. Варвара Михайлова подчеркнула, что благодаря эксперименту удалось выявить некоторые особенности маркировки косметической продукции. В частности, достигнуты договоренности о том, что обязательная маркировка не коснется продукции, изготовленной не для продажи или «not for sale» (пробники), а также продуктов без индивидуальной упаковки (например, кускового мыла). Кроме того, в данной категории обязательная маркировка не будет распространяться на остатки, а срок годности кода маркировки с момента эмиссии при заказе на себя составит 60 дней.
Ориентировочно обязательная продажа маркированной косметической продукции в розничной торговле стартует в июле 2026 года. В это же время станет обязательной передача сведений о выводе из оборота в систему ГИС МТ и объемно-сортовой учет по ЭДО. Таким образом, у производителей есть достаточно времени, чтобы максимально подготовиться к старту обязательной маркировки косметики.
О том, как организовать маркировку продукции на производстве косметики, рассказали представители АО «Промис». Компания производит программное обеспечение и оборудование для нанесения 2D-кода, сериализации и агрегации. В частности, инженер внедрения АО «Промис» Илья Авдонин рассказал об этапах внедрения проекта по маркировке в производственные процессы. Он детально разобрал наиболее частые ошибки, допускаемые при этом, а также остановился на некоторых вопросах, которые могут возникать при поиске поставщика программного обеспечения и оборудования. По словам эксперта, в среднем на организацию процессов маркировки на производстве — от начала переговоров до ввода оборудования в эксплуатацию — требуется от пяти до семи месяцев. Порядка двух-трех месяцев необходимо на подготовку индивидуального проекта, поскольку поставщику оборудования предстоит изучить технологический процесс производства заказчика, чтобы грамотно внедрить в него операции по маркировке продукции. Примерно столько же потребуется на изготовление программно-аппаратных комплексов и доработку ПО с учетом нюансов производства. После ввода оборудования в эксплуатацию еще около месяца потребуется на отладку всех процессов маркировки. При этом спикер подчеркнул, что в данном случае речь идет о внедрении специализированного оборудования в технологические процессы производства косметики. Существуют и более быстрые решения, однако они подходят далеко не всем производителям.
Более подробно о способах маркировки, а также о ситуации на российском рынке оборудования для сериализации и агрегации рассказала участникам вебинара руководитель отдела развития ИТ-продуктов АО «Промис» Елена Лужаина. Опираясь на опыт сотрудничества с представителями фармотрасли, эксперт порекомендовала остановить свой выбор на отечественных производителях оборудования и ПО. Она отметила, что на российском рынке, наряду с местными производителями, достаточно широко представлены китайские и турецкие вендоры. Но довольно сложные логистические цепочки, разность менталитетов и языковой барьер существенно затрудняют сотрудничество с такими компаниями.
Также Елена Лужаина представила два возможных решения для организации процессов нанесения 2D-кода: установка специализированного оборудования непосредственно на производстве косметики или маркировка на аутсорсинге. Причем во втором случае речь, как правило, идет об изготовлении картонной упаковки с уже нанесенным 2D-кодом. При этом спикер подчеркнула, что решения не являются альтернативными, а могут сосуществовать и дополнять друг друга. Плюсы и минусы каждого варианта эксперт продемонстрировала на примере успешно реализованных кейсов компании «Промис» на производствах лекарственных препаратов и биодобавок к пище.
Своим опытом внедрения процессов маркировки поделился главный специалист по обеспечению качества, уполномоченное лицо ФБУН «Ростовский НИИ микробиологии и паразитологии» Роспотребнадзора Егор Курбатов. Предприятие остановилось на ручном методе нанесения маркировки на упаковку с помощью этикетки. По словам спикера, такое решение является оптимальным для производств с небольшими объемами выпускаемой продукции. В программно-аппаратный комплекс входит термотрансферный принтер для печати этикеток, для сериализации и агрегации (третичная упаковка — гофрокороб) смотчик, аппликатор, два ручных сканера, терминал для сбора данных и программное обеспечение.
на новостную рассылку